Как определяется качество топлива
Испытания дизельного топлива начинаются с определения его цетанового числа. Анализ производится, как правило, моторным методом. Для этого служат специальные лабораторные установки, являющиеся, по сути, одноцилиндровым дизелем, конструкция которого допускает изменение геометрической степени сжатия в процессе его работы. Для получения результата готовят несколько эталонных топлив с заранее определенным содержанием цетана и, варьируя объем камеры сгорания испытательной установки, добиваются совпадения вспышек опытного и эталонного горючего. Идентифицируя «поведение» образца и эталона топлива, выводят соответствующий показатель, который в этом случае обозначается как ЦЧ/СВ - «цетановое число, определенное методом совпадения вспышек». Основным нормативным документом служит ГОСТ Р 52709-2007 «Топливо дизельное. Определение цетанового числа». Существует также и аналитический метод, но широкого распространения он не получил ввиду неточности и сложности.
Не менее важны исследования фракционного состава дизельного топлива, проводимые в соответствии с ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 «Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении». Европейским аналогом этого документа является EN ISO 3405:2000. В соответствии с общепринятой практикой топлива разбиваются по фракционному составу и, как следствие, испаряемости на 5 групп. Для каждой группы определяются параметры перегонки, в соответствии с которыми и производится поочередное выпаривание образцов, представленных на анализ. Определение объема сконденсировавшихся при определенной температуре нагревателя и холодильника фракций позволяет отнести испытуемый образец к той или иной группе топлива. Разумеется, при вычислениях учитывается и поправка на атмосферное давление.
Испытания на вязкость регламентируются ГОСТ 33-2000 «Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости». Как известно, существует две разновидности ее – динамическая и кинематическая. Последняя определяет противодействие жидкости перемещению ее по каналу известной формы и сечения под воздействием внешней силы. В качестве нее служит, как правило, сила гравитации. Измеряется кинематическая вязкость при помощи специального прибора – вискозиметра. Простейший вискозиметр содержит емкость определенного объема с калиброванным каналом, через который истекает в течение определенного времени испытуемая жидкость. По его величине и параметру, называемому «постоянной вискозиметра» и определяется кинематическая вязкость образца. Но она еще не дает полного представления о свойствах жидкости. Для этого нужно вычислить также и степень противодействия ее деформации, а, следовательно, и величину создаваемого противодавления в топливной системе – например, перед фильтрами. Проще всего с этой целью соотнести кинематическую вязкость и удельный вес топлива. Что и достигается перемножением этих показателей.
Еще одна важная характеристика дизельного топлива – его смазывающая способность. Ясно, что от нее напрямую зависит и моторесурс, и максимальная мощность, которую может дать дизель в течение длительного времени, и его межремонтный период. Метод определения противоизносных характеристик весьма прост и буквально «списан с натуры». Стальной шарик определенного диаметра и определенной же твердости с точно дозированным усилием и скоростью перемещают по пластинке, обладающей заданными аналогичными характеристиками и смоченной испытуемым топливом. По истечении заданного времени шарик обмеривается, и по величине выработки его поверхности высчитывается искомый параметр.